Шоссе

Шоссе

Рост интереса к шоссейным гонкам начался еще в 19 веке и не прекращается до сих пор. Самая главная многодневная велогонка Тур де Франс собирает более 10 миллионов зрителей и транслируется ТВ-каналами по всему миру. Первая официальная гонка на шоссе состоялась 31 мая 1868 года в Париже. Ее победителем стал британец Джеймс Мур. Первая гонка из одного города в другой (123 км) прошла уже 7 ноября 1869 года Париж-Руаню Целью организаторов было повысить интерес к велоспорту и продемонстрировать возможность преодоления на велосипеде больших расстояний. Шоссейный велоспорт вошел в олимпийскую программу с самых первых игр современности 1896 года.

Система мирового велосипедного спорта и сборные страны мира.

Мировая система велоспорта в шоссе состоит из соревнований различных уровней (туров). В каждом из туров ведется раздельный учет очков (индивидуальный рейтинг, командный и национальный).

1) Соревнования Мирового тура (World Tour или ProTour).

Элита шосейного велоспорта.Участие в данных соревнованиях принимают только 18 профессиональных команд, получивших лицензию UCI – Международного велосипедного союза. В 2016 году две российские мужские команды в Мировом Туре. Национальная принадлежность команды определяется в соответствии со страной происхождения титульного спонсора: «КАТЮША» и «Тинькофф». При этом российские гонщики могут подписать контракт с любой другой, не российской командой (SKY, Movistar и пр.). Также в соревнованиях Мирового тура иногда могут принимать участие континентальные / проконтинентальные команды, получившие так называемую WildCard (специальное приглашение к участию от организатора).

С 2016 года UCI запустил Мировой женский Тур.




2) Соревнования континентальных Туров (Европейский, Африканский, Американский, Азиатский, Океанский туры).

Участвуют проконтинентальные и континентальные команды, зарегистрированные в UCI, сборные команды стран данного континента, команды и клубы, приглашенные к участию организаторами, но не зарегистрированные в UCI. Команды состоят в основном из гонщиков той страны, за которую зарегистрирована сама команда. От России участвуют: проконтинентальная профессиональная команда «Газпром-РусВело» (переименована с сезона 2016г.), континентальная команда «Локосфинкс».

При этом система мирового шоссейного велоспорта значительно отличается от систем других видов спорта, где рейтинговые очки завоевывают именно сборные команды. Сборные команды не имеют право участвовать и набирать очки в Мировом туре. Очки в зачет национального рейтинга набираются гонщиками одной страны независимо от принадлежности к команде

Отбор для участия в олимпийских играх или чемпионате мира осуществляется на основании рейтинга наций Мирового и Европейского туров. Очки в зачет национального рейтинга для своей страны набирают 5 лучших гонщиков страны, состоящие в командах Мирового тура, и 10 лучших гонщиков страны команд Европейского тура. Нации, занявшие с 1 по 5 место в рейтинге Мирового тура могут высавить для участия в ОИ 5 гонщиков, с 6 по 15 места в рейтинге Мирового тура – 4 гонщика. Дальше формирование участников идет через рейтинг наций Европейского тура: с 1 по 6 место – 3 гонщика, с 7 по 16 место – 2 гонщика, при этом не учитываются страны, ранее отобравшиеся через Мировой тур.

Отдельно стоят Чемпионаты/Первенства мира и Чемпионаты/Первенства континентов, где принимают участие сильнейшие гонщики сборных стран мира.

Классификация соревновательных дисциплин по велоспорту-шоссе.

Существует 2 основных классификации велосипедных шоссейных соревнований:

1) многодневные и однодневные соревнования;

2) с групповым и раздельным стартом.

Групповая гонка (олимпийская дисциплина)

Гонщики стартуют все вместе в группе.
Длина трассы может варьироваться (для чемпионата мира у мужчин элиты – приблизительно 260 км). Групповые гонки имеют несколько форматов: однодневные соревнования со стартом из одного места и финишем в другом (например, Париж-Рубе или Тур Фландрии) или по кругам (по таким правилам UCI проводит чемпионат мира) или многоэтапные многодневные гонки (такие как Тур де Франс, Джиро д’Италия или Вуэльта Испании). Максимальная протяженность Гранд туров составляет 3 500 км.

Индивидуальная гонка на время (олимпийская дисциплина)

Дистанция протяженностью 40-50 км для мужчин (такая трасса, к примеру, признана стандартом для Олимпийских игр и Чемпионатов мира). Гонщики стартуют с интервалом в 1-2 минуты. Победителем признается гонщик, преодолевший дистанцию с наименьшим временем.

Командная гонка на время

Принцип проведения гонки тот же самый, что и в индивидуальной гонке на время, но соревнования проходят между командами от 2 до 10 гонщиков. Начиная с 2012 года, данный вид включен в программу чемпионатов мира под эгидой UCI (5-6 гонщиков в команде). Участие могут принимать все команды, зарегистрированные в UCI: команды Мирового тура, проконтинентальные и континентальные команды, а также женские команды UCI.

Критериум

Этот вид шоссейной программы представляет собой гонку с определенным количеством промежуточных финишей, на которых разыгрываются призовые очки. Такие гонки необычайно зрелищны, т.к. проводятся в городах, на небольших по протяженности кругах и вся борьба за призовые очки происходит непосредственно на глазах у зрителей. Побеждает тот, кто наберет наибольшую сумму призовых очков на промежуточных финишах.

Каждый из этих видов по-своему интересен и увлекателен, у каждого есть свои адепты и болельщики. Однако, не умаляя достоинств и привлекательности всех этих дисциплин, отметим вершину шоссейных гонок – многодневки. Особое место среди них занимают так называемые Гранды – Тур де Франс, Джиро д’Италия и Вуэльта Испании.

Победы в Гранд турах зачастую ценятся выше олимпийского золота и чемпионата мира. Миллионы фанатов-болельщиков стоят вдоль многокилометровых этапов во Франции, Италии и Испании, где проходят Гранд туры. Более двух миллиардов телезрителей во всем мире с замиранием сердец следят за тем, как их любимые команды ведут тонкую тактическую борьбу на дистанции, как дружными усилиями велогонщики «везут» своих лидеров к победному финишу.

История многодневок, а начало было положено гонкой Тур де Франс, которую называют еще «Большой петлей», насчитывает более 100 лет. И с каждым годом накал борьбы все возрастает, количество болельщиков все увеличивается.