Пресс-центр

ФВСР к списку новостей

Вячеслав Екимов: если дороги будут для нас закрыты, наш велоспорт никогда не выйдет из подполья

17.03.2017
Вячеслав Екимов: если дороги будут для нас закрыты, наш велоспорт никогда не выйдет из подполья

Президент Федерации велосипедного спорта России рассказывает об особенностях организации гонок на территории России и текущей ситуации в шоссейном велоспорте.

В России начался сезон шоссейных гонок и первые из них принесли больше разочарования, чем оптимизма. И на то есть ряд причин.

Проблемы организации гонок в России

Сочи на первом старте сезона не смог предоставить нам возможность организовать гонку в том виде, в котором хотелось это сделать — чтобы была гора, чтобы была Красная поляна. Причиной тому требования городских властей, сотрудников ГИБДД, управления обеспечения безопасности и дорожных служб. Выдвинутые нам финансовые требования в подготовке — план, разработка и исполнение дорожных знаков, обеспечение безопасности гонки машинами ДПС и скорой помощи — встают в такую сумму, что ни у нас, ни у Минспорта таких средств нет. В итоге мы арендовали трассу «Формулы-1» и провели критериум на кольце 5 км. Это нас спасло, но проводить соревнования в том виде, в котором хотелось бы, к сожалению, в нынешних условиях не представляется возможным. Нас никто не понимает и не слышит.

В России нужна единая инструкция по проведению соревнований вне спортивных площадок, чтобы каждая служба понимала кто и за что отвечает. Пока получается, что за все отвечает Федерация велоспорта. Ни местные комитеты, ни органы исполнительной власти не идут в этом на встречу. Такое сейчас отношение к велоспорту на шоссе. Нам нужно решить вопрос с тем, как привести всю эту систему в соответствие и на сегодняшний день Федерация считает эту задачу первостепенной, иначе все наши планы по подготовке ближайшего резерва останутся только на бумаге, а велоспорт никогда не выйдет из подполья.

Согласно статистике 2016 года российский календарь более чем на 66% реализовали всего три гонщика.


Опять же, мы не отметаем финансовый аспект этой проблемы, но ведь эти 66% внутрироссийского календаря реализованы при том, что у нас практически и нет соревнований хорошего уровня и вывод, как понимаете, напрашивается сам собой. Конечно, проблему можно было бы решить, если бы организовывалось больше гонок в регионах. И тут мы снова возвращаемся к вопросу планирования и финансирования соревнований.

Для того, чтобы регион организовал гонку, сначала нужно заявить ее в единый календарный план, получить финансирование. Нужно понимать, что средства из бюджета Минспорта выделяются на гонку, исключая основные статьи расходов — приглашение гонщиков, размещение. В этой ситуации на местах зачастую нет желания всем этим заниматься. Никто не хочет заниматься привлечением дополнительных средств и просто брать на себя все эти заботы. В том числе это происходит потому что местные власти не поддерживают эту инициативу, к тому же у нас нет четкой формулировки в соответствующем законе (№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), его продолжают читать по-разному. У нас нет инструкций по проведению соревнований, по обеспечению безопасности со стороны ГИБДД.

А меж тем именно гонки в регионах являются ключевыми в отборе и подготовке гонщиков, лучших из которых необходимо приглашать уже в централизованный календарь всероссийских соревнований, по итогам которых будут формироваться составы сборных команд страны. На соревнованиях централизованного календаря питание и размещение спортсменов должны быть уже оплачены, предусмотрен допинг-контроль и создан призовой фонд. На региональных бюджетах при этом должны остаться лишь расходы на транспортировку команд к месту старта.

Это в идеале, к которому мы должны стремиться. Сейчас же складывается ситуация, в которой даже если у тебя есть деньги, соревнования на шоссе провести очень тяжело. Пять регионов стараются это делать, работают с Министерством транспорта, ГИБДД и соответствующими службами. Они правильно читают соответствующий закон, а остальные даже читать его не хотят. Так что помимо общей проблемы безденежья есть еще и этот камень преткновения.

В Европе ситуация кардинально отличается. На недавнем Конгрессе Европейского союза велосипедистов (UEC) приводилась статистика, согласно которой в регионах со спонсоров, городских властей для проведения соревнований UEC привлекается 1,5 млн евро. Там совершенно другая культура и отношение к спорту и спонсорству: организаторы гонок делают деньги на проведении стартов, спонсоры и инвесторы, вкладывая средства в спорт, уменьшают свою налоговую базу адекватно вложенным деньгам, ведь эти средства считаются инвестициями в рекламу, а значит проходят по статье рабочих расходов для компании. Нам об этом пока остается только мечтать…

Первостепенная задача на сегодня — освободить дороги под гонки российского календаря, привлечение финансов на обеспечение соревнований при этом должно проходить параллельным курсом с первостепенной задачей.

В нынешней ситуации, я считаю, что нам пока рано проводить на шоссе соревнования международного уровня, за исключением «Пяти колец Москвы». Это уже бренд, гонка с историей и в нынешнем году она пройдет с 5−9 мая. История этой гонки связана прежде всего с этапами на Садовом кольце, Воробьевых горах. В этом году есть задумка провести в рамках этапа «Садовое кольцо» массовый заезд Гранд Фондо, в котором смогут принять участие около 1000 любителей велоспорта. Такие мероприятия должны стать праздником для всего города и настоящим праздником спорта. ФВСР рассчитывает найти понимание с городскими властями по обеспечению этапа на Садовом кольце. Это традиция, которая уходит корнями глубоко в историю и это вопрос нашего международного престижа.

Гонка «Пять Колец Москвы» — действительно знаковое событие для нашего велоспорта, и она должна проводиться. В остальном нам лучше пока сосредоточиться на поддержке внутреннего календаря.

КАДРЫ И РЕЗЕРВ

Второй удручающий момент в нынешней ситуации — это количественный и возрастной состав гонки. На нее был заявлен 91 гонщик. Это все что есть сейчас в России в велоспорте, исключая тех ребят, которые выступают в профессиональных и континентальных командах. Я смотрел статистику 2016 года и там ситуация была еще хуже, если брать в среднем количественные и качественные показатели.

Все это говорит о том, что шоссейный велоспорт в России находится в критическом состоянии. Это печальный факт.

Финансовый аспект этой проблемы, конечно есть. Но вопрос заключается также и в том, что у нас нет логической цепочки, по которой из юношей постепенно спортсмен может добраться до уровня гонщика профессиональной команды. У нас нет этого механизма. Есть частично наработанное звено «юноши-юниоры-андеры» и это тот возраст, который может гоняться на региональном уровне, но дальше это дело не двигается, потому что тренеры на местах получают свою зарплату и решают локальные задачи, отчитываясь за массовость за счет «молодняка», зачастую и «мертвых душ», тарифицируясь на результатах Спартакиад школьников. Зачем тренеру думать заглядывать дальше уровня юниорского возраста если для него нет стимула и возможности подготовить гонщика к старту на Олимпиаде? И что мы видим — гонщику исполняется 22 года, а для него нет ни соревнований, ни механизма перехода.

Это то с чего мы должны начать работать. Нам нужно обеспечить календарный план и наладить механизм, по которому гонщик может пройти путь от новичка до олимпийца.

В моем календаре в свое время было 136 стартов в год, сейчас лучший показатель в той же возрастной категории — 50. На самом деле эта статистика разнится еще больше, потому что в ней не приводятся соревнования, которые я ездил за рубежом.

Не секрет, что хороший гонщик-профессионал имеет в сумме за сезон 10 — 11 тысяч соревновательных километров «в ногах». Гонщики уровня Алехандро Вальверде в своем активе имеет 12−14 тысяч километров. Это те нормы, которым должны соответствовать гонщики, которые готовятся выступить на Олимпийских играх. Я знаю, что в команде «Локосфинкс» — одном и самых продвинутых клубов России — ребята проезжают 7−8 тысяч километров. Они на протяжении всего года из-за нехватки стартов должного уровня в России соревнуются и тренируются преимущественно за рубежом, но и то у них недобор в этом плане. Что же говорить об остальных, у кого и 3000 км еле набирается?

Сейчас Федерация ставит перед собой задачу сделать внутренний календарь более насыщенным. Как президент ФВСР я ставлю перед собой цель привлекать финансы на календарь соревнований, чтобы была возможность оплачивать размещение и питание, обеспечение допинг-контроля по всем правилам.

Это первый шаг. Второй шаг, и мы будем работать над этим, обеспечение точечной поддержки регионам и прежде всего клубам. Тем из них, которые являются основными поставщиками кадров для сборной России. В этих регионах всеми возможными средствами нужно стимулировать центры для подготовки кадров в главную команду России. Только тогда у нас будет хорошая выборка из оптимального количества в 300 человек, которая и станет основой для формирования ближайшего резерва. Третья наша задача — развивать массовый спорт, привлекать людей участвовать в гонках, в проектах из разряда Градн-Фондо. Это наш вклад в популяризацию здорового образа жизни в России и это необходимо делать. В этом вопросе у нас есть хорошая основа — партнерские соглашения с частными коммерческими организациями OOO Korsa Media и OOO Most Management, которые ведут ряд проектов в России, направленных на популяризацию и развитии массового спорта.

Но ни одну из этих задач мы не сможем воплотить в жизнь если отношение на государственном уровне к олимпийскому виду спорта, где в 2020 году будет разыграно 20 комплектов медалей, останется в прежних рамках.