- ФВСР является официально уполномоченным управляющим органом для всех дисциплин велосипедного спорта на территории РФ
- 8 (495) 637-08-98
- cycling@fvsr.ru
- Ru
- En
Трек
Трек
Велосипедный спорт на треке.
В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых
исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно - в
конце XIX века. Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании
и других странах начинается строительство треков.
Гонки на треке — вид велоспорта,
проходящий на специальных велотреках овальной формы длиной от 133 до 500 м,
шириной от 4 до 9 метров, наклон полотна трека на прямых участках – до 14.0, а
на виражах – от 25.0 до 52.0 градусов.
С появлением
пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не
только на треке, где до этого гонялись только "пауки" и
"кенгуру", но и на шоссе.
Первый чемпион
мира по треку для спортсменов-любителей был организован в США (Чикаго) в 1893
году. С 1895 года начинают разыгрываться чемпионаты мира для
спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались
шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896 году в
Америке.
1883 год и
отмечается, как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению
для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23
сентября 1884 году на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти
выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ
велосипедистов - любителей. Уже в 1882 году в Петербурге было создано первое
русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов -
любителей был утвержден 5 декабря 1884 года.
Велосипедный
спорт - одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех
Олимпийских играх современности. Причем, для участников Игр I Олимпиады в
Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля
1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие
велосипедисты из 5 стран Европы. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и
Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии.
В программу соревнований было включено пять видов гонок на треке и один на
шоссе.
Во время
проведения I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ),
он возникнет лишь в 1900 году, но завидную настойчивую инициативу по включению
велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих
велосипедистов "Солидарность".
Долгое время
организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению, иногда
устраивая гонки только на треке, как это было в 1900 году, или только на шоссе
в 1904 и в 1912 годах.
В 1908-1972 годах
проводились трековые гонки на тандемах.
Современный
регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года.
Женщины впервые
участвовали в Олимпиаде с 1984 года.
На современных Олимпийских играх велосипедный спорт на треке
представлен в шести дисциплинах у мужчин и у женщин:
• Спринт – гонка на 2 или 3 круга, в которой
принимает участие от 2 до 8 гонщиков. Заезды проводятся в несколько этапов. Главное
– быть первым на финише.
Этот вид
наполнен массой тактических приёмов: от «сюрпляса» - стойка на месте, максимальная
продолжительность которого допускается до 30 секунд, до довольно жесткой борьбы
за позицию на максимальных скоростях.
Весь объём
захватывающей тактической борьбы регламентируется довольно чёткими правилами
международных и всероссийских соревнований по велосипедному спорту.
• Кейрин представляет
собой спринтерскую гонку, общая дистанция которой около 1,5 км, в которой
гонщики начинают борьбу после прохождения нескольких кругов за мотоциклом,
который уходит с полотна трека за 3 круга (для треков 250 м) до финиша. Для
треков другой длины мотоцикл должен сойти с полотна трека примерно за 750 м до
финиша.
В гонке
участвуют от 4 до 8 гонщиков. Соревнования проводятся в 1- 2 тура с заездами «Надежды».
Количество
кругов без мотоцикла должно равняться количеству кругов за мотоциклом. После
ухода мотоцикла достигшего скорости до 50 км/час динамика гонки напоминает финишный
спурт, как в спринте.
• Командный спринт представляет
собой соревнование, в котором с противоположных сторон стартуют две команды,
при этом каждый участник должен лидировать один круг. Победу присуждают
команде, показавшей лучший результат.
Команда состоит
из 3 гонщиков, и дистанция составляет 3 круга.
• Омниум – многоборье: отдельное
соревнование включает в себя четыре вида соревнований, проводимых с
максимальным количеством гонщиков, которое установлено согласно вместимости
трека (24 гонщика на 250 м.), и проводится в один день. Состоит из гонки скрэтч,
гонки темпо, гонки с выбыванием и гонки по очкам. За первые три дисциплины
гонщики зарабатывают баллы в соответствие с занятым местом: 1 место – 40
баллов, 2 место – 38 баллов, 3 место – 36 баллов и т.д. Окончательный рейтинг
омниума составляется после прямого добавления заработанных баллов гонки по
очкам в суммарный итог. Победителем «омниума» объявляется гонщик, набравший
максимальное количество очков.
• Командная
гонка преследования – гонка с участием двух команд, стартующих на
противоположных сторонах трека. Победителем становиться команда, догнавшая
другую команду, или показавшая лучшее время прохождения дистанции.
Соревнование,
проходящее на дистанции 4 км для команд, состоящих из 4-х гонщиков. Результат и классификация каждой
команды определяются по третьему участнику команды, закончившему гонку. Время
прохождения дистанции регистрируется по переднему колесу третьего гонщика
команды.
Соревнования
проводятся в две или три фазы:
1)
Квалификационные заезды для выявления 4-х лучших команд с учетом времени
прохождения дистанции;
2) Первый раунд (в зависимости от формата);
3) Финалы.
• Мэдисон – это гонка, в которой участвуют команды из 2 гонщиков, которые поочерёдно сменяют друг друга до момента промежуточного финиша с начислением очков. Смена осуществляется при касании рук гонщиков или туловища спортсмена. Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как напарник медленно едет по полотну трека, пока ему не передали смену. Финальные места определяются в соответствии с набранными очками, которые получили команды на промежуточных финишах и за круги преимущества.
Чемпионаты
мира проводятся с более расширенной программой. К указанным олимпийским видам
добавляются следующие:
• Гит с места
1000 м для мужчин и 500 м для женщин –индивидуальная гонка на время. Гонка
проводится в 2 тура: квалификация и финал. В финал отбирается 8 лучших
результатов после прохождения квалификации. Победителем признается гонщик,
показавший лучшее время.
• Индивидуальная
гонка преследования – гонка с одновременным стартом двух человек,
стартующих с противоположных сторон трека. Цель гонки продемонстрировать лучшее
время.
• Гонка по очкам представляет собой
соревнование на дистанцию до 40 км у мужчин, и до 25 км у женщин, в котором
окончательная классификация определяется по количеству очков, набранных
гонщиками на промежуточных финишах или за круги дистанционного преимущества.
• Гонка с выбыванием – в этом состязании
участник, пересекающий линию очередного промежуточного финиша последним,
выбывает из гонки. Когда на полотне остается 2 гонщика, они разыгрывают между
собой спринт.
• Скретч – групповая индивидуальная гонка
на 15 км у мужчин и 10 км у женщин. Выигрывает гонщик, пересекший финишную
черту первым с учетом кругов дистанционного преимущества.
Всего на треке
разыгрывается - 36 комплектов медалей.
Основные этапы
развития велосипедного спорта на треке в России.
Окончание
XIX века в спортивной жизни ознаменовалось тем, что в России начали массово
сооружать велосипедные треки. В Москве впервые появился в 1981 году. Деревянный
трек существовал в Петербурге. Самый старый трек открыт в Туле в 1896 году. Он несколько
раз подвергался реконструкциям.
Создание
в 1936 году добровольных спортивных обществ (ДСО) имело большое значение в
развитии советского велосипедного спорта. Стали регулярно проводиться
чемпионаты СССР и республик по треку, шоссе и велокроссу, а также велотуры по
союзным республикам.
В
1940 году чемпионат СССР впервые прошел на старейшем в стране тульском треке.
На многие годы тульский трек стал центром проведения наиболее значимых
соревнований по велоспорту на треке.
В
1947 году вступил в строй Харьковский велосипедный завод, что создало мощную
базу развития велосипедного спорта в СССР. Расширялась и совершенствовалась
программа всесоюзных соревнований. Росла популярность велоспорта среди жителей
сельских районов. Расширялись встречи с ведущими зарубежными гонщиками.
С
созданием в 1951 году Национального олимпийского комитета СССР, который был
признан МОК и вошел в него, открывался путь к участию советских велосипедистов
в крупных международных соревнованиях.
Первое
боевое крещение на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки явилось школой для
наших велосипедистов. Пришлось пересмотреть систему тренировок наших гонщиков.
Активнее начались разрабатываться научно обоснованные программы подготовки
советских гонщиков. Ставится вопрос о необходимости строительства крытого
велотрека. Вместе с тем, продолжать строительство цементных открытых треков.
С
1972 года начали проводить парные шестидневные гонки, которые значительно
повысили мастерство трековых и шоссейных гонщиков СССР.
С
1973 года с открытием трека в Ленинабаде (Таджикская ССР) начали
организовываться зимние чемпионаты СССР, что явилось серьезным шагом повышения
уровня специальной подготовки советских гонщиков.
В
1978 году во Львове (Украинская ССР) состоялось открытие первого в СССР крытого
велотрека с 250-метровым деревянным полотном.
В
1979 году в Москве (Крылатские холмы), столице СССР, возвели два уникальных
сооружения: крытый велотрек с 333-метровым деревянным полотном, который стал
натуральной кузницей высших мировых достижений, и уникальную функциональную
шоссейную трассу для проведения тренировок и соревнований по шоссе. Ввод этих сооружений
оказал неоценимое влияние на спортивные достижения советских гонщиков и
развитие велоспорта в СССР. В 1980 году на этих сооружениях состоялись
знаменательные ХХ Олимпийские игры.
В
1980 году в СССР функционировало 21 трек: 13 бетонных трека и 6 деревянных
треков.
После
событий 1991 года в России осталось: 4 бетонных трека и 1 деревянный, крытый
велотрек.
В
2007 году вступил в строй 250-метровый велотрек с
деревянным полотном в Санкт-Петербурге, на котором начал функционировать
центр подготовки велосипедистов: от этапа начальной подготовки, начиная с детей
10-летнего возраста, до гонщиков высшего международного спортивного мастерства.
В
2013 – 2014 годах в г. г. Воронеже, Симферополе и Майкопе вступили в строй 3
легко возводимых велотрека с покрытием из водостойкой «палубной» фанеры.
В
2014 году начал функционировать ещё один 250-метровый велотрек с деревянным
полотном в г. Омске. Он позволяет совершенствовать свое мастерство гонщикам
центральной и восточной части России.
В 2015 году в г. Туле было начато возведение асфальтированного 177-метрового детского «вело-городока». Данное сооружение должно включать: детский велотрек с виражами 25 градусов; мини велодром ВМХ для начинающих с длиной дорожки 70-75 метров; 4 линии «дёрта» с высотой препятствий от 50 см до 150 см; площадку для проведения учебных занятий с начинающими для овладения техникой владения велосипедом, а также спортивных и подвижных игр; переходной мостик во внутрь трека, что обеспечит безопасность участников тренировочных занятий.
Рекорды России (от 08.10.2024)